Положительный потенциал проводника
Недавние усилия, предпринятые Минпромторгом в направлении развития российского производства современных лекарственных средств, начинают приносить плоды, и производственные мощности многих уже значительно превышают платежеспособную емкость местного рынка. Главный редактор «ФВ» посетил несколько городов одной из ближайших стран Средней Азии, а потому имеющей перспективный экспортный рынок, — Узбекистана, и решил поделиться своими открытиями и находками.
Есть здесь одно заведеньице в восточном вкусе
Какие ассоциации вызывают названия городов Бухара, Самарканд и Ташкент? Лично у меня они, в основном, привязаны к бессмертным страницам «Золотого теленка» — там, ближе к окончанию, где Остап Ибрагимович и Александр Иванович пытаются выбраться из песков и развалин Средней Азии и добраться до центра с чемоданами, полными нетрудовых миллионов.
Как Остап не узнал местечка, в котором он ожидал вознаградить компаньонов прелестями Востока «с бубнами и кимвалами», так и наша экспедиционная группа, прибывшая в солнечный Узбекистан на ежегодную фарммедвыставку по приглашению крупнейшего экспортера из России в страны дальнего и ближнего зарубежья — компании «Интерлек», была позитивно удивлена современным состоянием республики в целом и ее фармацевтического рынка в частности.
Изменилось все. По прямым и просторным улицам современных, зеленых и энергичных городов носятся современные (частично произведенные и окончательно собранные в Узбекистане) автомобили, по чистым тротуарам ходят современные люди, которые давненько, а может и никогда, не надевали чапаны, чалмы, тюрбаны и тюбетейки. Все атрибуты растущих городов представлены в лучшем виде: новые дворцы — торговые центры, стадионы, жилые комплексы и административные здания выросли в центральных частях городов и уже перебрасываются на более удаленные районы. Появились элитные кварталы и кондоминиумы. Тут же можно встретить вполне интернациональные городские парки и скверики, фонтаны и местную специфику: бассейны-хаузы, в которых сотню лет назад люди в стеганых халатах набирали воду для питья и орошения.
Грузите апельсины бочках
Фармацевтический рынок страны проходит завершающие этапы формирования. Основную роль играют крупные дистрибьюторы, импортирующие ЛС в страну, а также небольшое количество локальных производителей. Большинство упаковок лекарственных средств импортируется из России, Индии, Турции и стран Запада. Крупнейшие дистрибьюторы, как и у нас, стали задумываться и предпринимать конкретные шаги по строительству современных фармацевтических заводов, финальных этапов производства ГЛС. Рынок продолжает расти невиданными теперь уже и для России темпами. По данным IMS, его прирост в 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил 29% в местной валюте и целых 17% в долларах США.
Однако для того, чтобы достичь этого рынка, нужны профессионалы, понимающие специфику и имеющие возможность предусмотреть возможные сценарии развития событий на таком неверном материале, как коммерция в странах Средней Азии. Экспортеры могут встретить здесь много «чудес Востока», если будут исходить из того, что Узбекистан когда-то был союзной республикой СССР.
Однако этот в скором времени двухмиллиардный рынок не является для некоторых терра инкогнита. Мы уже публиковали аналитические данные и рейтинги по экспорту за пределы ЕАЭС. И там можно было видеть, что сразу после Украины именно Узбекистан является крупнейшим потребителем российской фармпродукции. А крупнейшим и опытнейшим ее экспортером на Восток оказалась компания «Интерлек». Судя по данным таможенных служб, эта компания вот уже 10 лет ведет незримую борьбу по обеспечению нашего фармэкспорта в страны Средней Азии.
Привлекает внимание тот факт, что в 2015 г. компания резко увеличила темпы, практически удвоила поставки и вышла на 1-е место среди российских экспортеров, обойдя прежнего короля экспорта — «Нижфарм»/Stada. Судя по тому, что генеральный директор и основатель «Интерлека» Фархад Абуталиев стал частым гостем на фармконференциях и мероприятиях, интерес к экспорту за пределы ЕАЭС значительно возрос.
Мысленно вместе
Одно из открытий на этом рынке — восприятие звания российского производителя и отношение к российской фармпродукции во многих случаях диаметрально противоположно тому, которое мы привыкли встречать на родине.
В Узбекистане и врачи, и фармацевты достаточно интенсивно настаивают на покупке и применении лекарств, произведенных в РФ. Ларчик открывается просто — большинство врачей обучались по советским или российским программам и стандартам, а зачастую и непосредственно в российских медицинских институтах, которые только теперь стали для них иностранными.
Несмотря на это, выходить на рынок Узбекистана нужно, тонко чувствуя и точно понимая, какой портфель на какой сегмент стоит продвигать. Идея импортозамещения и поддержки отечественного производителя и здесь набирает обороты. Неосторожного экспортера вполне может поджидать неприятный сюрприз в виде внезапно возникшего НДС и повышения таможенных платежей на, казалось бы, вполне перспективный экспортный портфель, если местный производитель или переупаковщик подтвердит местному Минэкономразвития, что данный список МНН теперь производится на территории республики. В Узбекистане наши производители окажутся вдруг в положении иностранных, и вряд ли им стоит наступать на те же грабли, которые они заботливо раскладывают для иностранных фармпроизводителей в России.
Далеко не все поменялось в этих краях. Как Остапу Бендеру с Александром Корейко было сложно вывезти их миллионы, так и нашим коллегам, экспортирующим продукцию в Узбекистан, будет сложно вывезти деньги в искомой валюте для дальнейшего оборота в бизнесе. И опять же партнеры-дистрибьюторы, имеющие опыт в решении данных вопросов, будут особенно актуальны. Зачастую без таких локализованных партнеров, как «Интерлек» или узбекский Fagusal, невозможно будет найти способ не только отгружать продукцию, но и своевременно и в полном объеме получать за нее деньги. В Узбекистане эволюция дистрибьюторского бизнеса идет в направлении расширения набора услуг для производителей, а не в направлении сублимации до стадии чисто логистического оператора. Судя по уверенному росту оборотов компании «Интерлек» и ее партнеров — российских производителей, этот нынче крупнейший экспортер знает, какие услуги важны и нужны россиянам в Узбекистане. Возможно, лучше нас он разобрался и в хитросплетениях восточного медицинского и фармацевтического рынков.
Итак, привлекательные экспортные рынки для российских лекарств есть. Нас там ждут. С экспортно-импортными операциями нам могут помочь локализованные партнеры. Недавние усилия, предпринятые Минпромторгом в направлении развития российского производства современных лекарственных средств, начинают приносить плоды, и производственные мощности многих уже значительно превышают платежеспособную емкость местного рынка. В таких условиях самое время перейти от стремительно устаревающей концепции импортозамещения к гораздо более прогрессивной и перспективной концепции экспортоориентированности российского фармпрома.
Автор: Герман Иноземцев
Источник:
"Фармацевтический вестник"